Соматическое моделирование и доступ к соматическому разуму в коучинге. Embodyment Transcription Robert Dilts РУС
Соматическое моделирование и доступ к соматическому разуму в коучинге.
Выступление Роберта Дилтса на конференции The Embodyment
Наталья Мефодовская. Коуч, консультант: www.mefodovskaya.com
Мэтью Кота
Следующий час мы проведем с Робертом Дилтсом, и поговорим о соматическом моделировании и о доступе к соматическому разуму в коучинге.
Роберт весьма знаменит. Он разработчик программы обучения коучей и автор более 25 книг в области нейролингвистического программирования и моделирования факторов успеха.
Роберт – сооснователь Университета НЛП и Международной Ассоциации Генеративных Изменений, и мы с нетерпением ждем того, чтобы услышать, о чем он нам расскажет. На этом передаю слово Вам, Роберт.
Роберт Дилтс
Спасибо, Лиз, спасибо. И также спасибо спонсорам и основателям конференции по эмбодименту, и пока мы не начали, я хочу сказать, что это так важно – приносить это в мир все больше и больше. И, кстати, поскольку в последнее время мы все больше используем эти виртуальные каналы связи, становится особенно важным убедиться, что наше тело тоже вовлечено.
Также хочу поблагодарить Mэтью. Мэтью Кота – это человек, который как бы возглавляет этот канал коучинга и терапии, он пригласил меня и на самом деле был очень настойчив в стремлении убедиться, что я приду. Поэтому я очень благодарен ему и всем тем, кто уделил время, чтобы настроиться на этот канал сегодня, чтобы послушать именно эту программу.
Я сейчас в своем доме в Париже.
Здесь прекрасный день, и я с нетерпением жду того, что проведу некоторое время с вами. Я планирую описать нечто вроде основ соматического моделирования и соматического разума как такового, а затем рассказать, как мы все это используем в коучинге, глядя одновременно с точки зрения НЛП (нейролингвистического программирования), а также с точки зрения генеративных изменений и генеративного коучинга. Таким образом, я опишу эти понятия, а затем, конечно, мы подвигаемся. Я проведу вас через некоторые вещи, которые мы делаем в генеративных изменениях и в генеративном коучинге.
И я думаю, что начать стоит с нескольких слайдов просто для того, чтобы сформировать некую основу и определить понятия, а затем мы перейдем к тому, чтобы на собственном опыте это все поисследовать.
Итак, эта идея соматического моделирования и доступа к соматическому разуму в коучинге. И еще раз: все это одновременно имеет отношение и к НЛП, и к генеративным изменениям.
Я хочу немного рассказать о понятии так называемого «соматического синтаксиса», которое мы разработали совместно с Джудит Делозье, которая также была одним из спикеров ранее. Кстати, Джудит ранее занималась танцами, она вместе со мной является сооснователем Университета НЛП, и, на самом деле, для меня является одним из тех людей, которые выстраивают всю соматическую систему НЛП от шеи вниз. Для тех из вас, кто не знает, НЛП означает нейролингвистическое программирование, где «нейро» – это вся нервная система в теле, а «лингвистическое» имеет отношение к коммуникации и языку, не только вербальному, но и невербальному языку нашего тела.
Ну, а программирование – это о том, как эти два понятия объединяются и определяют то, как мы действуем и что делаем в мире.
Вернемся к идее «соматического синтаксиса». Это способ использования связи разума и тела. Думаю, вы знаете, что термин «соматический» происходит от греческого слова, означающего тело, а «синтаксис» означает порядок или размещение чего-то. В языке мы используем словесные синтаксис и грамматику. То есть понятие соматического синтаксиса относится к тому, как организация нашей физиологии и языка тела влияет на нас: на то, как мы думаем, что мы делаем, как мы действуем. С другой стороны, это, очевидно, является выражением и одновременно определяет то, как мы думаем и кем являемся.
То есть то, что в теле есть информация или, как мы говорим, знание в мышцах, и является чем-то вроде основания для понятия «соматический синтаксис». И здесь есть пара цитат. Одна из них принадлежит известной танцовщице Айседоре Дункан, вот она: «Если бы я могла это высказать, мне бы не пришлось это танцевать». И это значит, что есть определенные вещи, которые мы не можем выразить словесно. Слова – это чрезвычайно ограниченный способ что-то выразить, очень ограниченный канал информации, поэтому нам необходимо использовать тело как способ коммуникации. Но также это не просто способ выражения, но также способ знания. И об этом говорит прекрасная пословица из Новой Гвинеи, которую любит повторять Джудит: “Знание – лишь слух, пока оно не в мышцах». И мне кажется, это правда. В моей работе с самыми разными людьми из самых разных областей деятельности – от лидерства до музыки и танцев и так далее – можно сказать, что лидерство – всего лишь слух, пока оно не в мышцах, не в вашем теле, пока вы на самом деле не вовлечены и не реализуете его. И в мире НЛП мы любим говорить об этих взаимоотношениях между глубинными и поверхностными структурами. И глубинные структуры – это знание, информация, опыт, мысли, смыслы, которые в нашей нервной системе. А поверхностные структуры – это то, как мы выражаем эту глубинную структуру. И одним из принципов НЛП является то, что любые проявления поверхностных структур будут представлять изъятие, искажение или обобщение. Это значит, что что-то из этой глубинной структуры потерялось при переводе, если можно так сказать. И это одна из причин, по которой это так важно, особенно в коучинге, вовлекать различные разумы, разные способы представления всего, поэтому нужны не только слова, но также движения, метафоры и визуальные образы. И один из ключей к пониманию «соматического синтаксиса» – это то, что тело само по себе является репрезентативной системой, то есть тело представляет наши внутренние мысли, мы можем его использовать для представления. Подобным же образом книга является представлением мыслей, идей, процессов, принципов. А образ – тоже представление. И вы можете сказать, что тело само по себе является репрезентативной системой.
Человек, оказавший большое влияние на меня с точки зрения моего собственного путешествия в эмбодименте, был Моше Фельденкрайз, который был также одним из тех примеров в ранние годы НЛП для основателей НЛП Бэндлера и Гриндера (Ричард Бэндлер и Джон Гриндер). Они моделировали таких людей, как Вирджиния Сатир, семейный терапевт, Фриц Перлз, гештальт-терапевт, Милтон Эриксон, гипнотерапевт, но потом они продолжили, и одним из людей, с которыми они провели много времени, был Моше Фельденкрайз. И я уверен, что на этой конференции по эмбодименту были представлены и другие практики и учителя его подхода, и были действительно важные презентации на эту тему. Я сам совсем немного учился у Моше, но у меня была прекрасная возможность поучиться у одного из его учеников Ниез Сигала, одного из самых первых учеников, и поэтому для всех это исследование тела как целой репрезентативной системы было действительно очень важным. И в цитате Фельденкрайза, которую я здесь представляю, это то, что он написал много лет назад, в 1949 году в одной из своих первых книг «Тело и зрелое поведение», говорится: «повторяющееся эмоциональное состояние всегда возникает вместе с отношением тела и состоянием вегетативной системы, с которыми оно было обусловлено ранее. Поэтому, когда индивидуальный комплекс эмоций разрешается, одновременно с ним разрешается и специфический индивидуальный телесный навык». То есть Фельденкрайз здесь четко говорит о том, что тело является репрезентативной системой для эмоций (в данном случае), и это одна из важнейших вещей, на которые я всегда обращаю внимание в коучинге. Как именно тело представляет, что оно нам показывает и сообщает, что происходит. И опять же, эмоции – это одна часть этого, но в НЛП мы также смотрим на тело не только как на выражение, но и как на способ повлиять на наши мыслительные способности. В НЛП есть целая область исследований, направленных на изучение того, что мы называем сигналами доступа, то есть того, как использовать наше тело для настройки нашего сенсорного опыта и нашей внутренней сенсорной репрезентативной системы. Куда движутся глаза – это сигнал доступа, жесты – тоже сигнал доступа. В дополнение к тому, что эти глубинные структуры эмоциональны, они также являются когнитивными. Одним из моих любимых примеров этого является статья о Дарвине, опубликованная несколько лет назад в журнале Natural History. Там говорится о том, что после того, как он [Дарвин] поселился в своем доме в Дауне в Великобритании, он проложил песчаную тропинку, известную как «песчаная прогулка», и она все еще там есть, эта милая маленькая тропинка. Он по ней гулял ежедневно, и не только для того, чтобы прогуляться и подвигаться, это был один из его способов обработки информации и размышления, и он называл ее «тропинкой размышлений». И еще мне кажется интересным, что он складывал камни в начале тропинки, и в конце каждого круга он отбрасывал один камень. Он так и говорил: «проблема на три камня, на пять камней», в зависимости от того, сколько времени у него занимал поиск ответа. То же самое было у литературного героя Шерлока Холмса, который измерял проблемы двумя или тремя трубками. И вот что любопытно: мы используем наше тело для поддержки того, как мы думаем.
Одним из действительно интересных примеров этого (вернусь к слайдам через некоторое время) является то, что несколько лет тому назад во время моделирования лидеров высокого уровня я говорил с одним человеком, норвежцем, который основал одну из крупнейших компаний грузовых перевозок в мире, его корабли и самолеты перемещались по всему миру. И иногда у него возникали трудные проблемы, поскольку существовали культурные и политические различия. И я помню, как однажды задал ему вопрос: как вы взаимодействуете с этими сложностями, как вы встречаете эти большие вызовы? И я ждал, что он со мной поделится каким-то интересным мыслительным процессом, а он спросил: «Вы действительно хотите знать?». Я сказал: «Конечно!». А он ответил: «Я еду на своем велосипеде». Я говорю: «Что?». Он говорит: «Да, я сажусь на свой велосипед, начинаю ехать, и после 20 минут, 40 минут, получаса у меня вдруг есть ответ». И он совершенно ясно дал понять: я использую свое тело, я должен привлекать свое тело, или я не смогу решить эти сложные проблемы. Мое маленькое левое полушарие, линейное и логическое левополушарное мышление недостаточно хорошо, не обладает достаточным разумом, чтобы их решить. Интересно также, что немного позже он говорил о другой проблеме, с которой ему приходилось иметь дело в своей компании, и я ему сказал: «Я предполагаю, ты собираешься ехать на своем велосипеде». Но он сказал: «О нет! Нет-нет-нет! Нельзя ехать на велосипеде по поводу этой проблемы, это проблема для гольфа!». И я говорю: «Это интересно!». У него есть целая система различных типов движений, которые он использует для решения различных типов проблем. И это было для меня интересной загадкой, пока я не занялся более глубоким исследованием того, что такое наш «соматический синтаксис», к которому я вернусь через минуту. Обратите внимание, что езда на велосипеде – это «соматический синтаксис», более текучий, округлый, вы крутите педали, вы постоянно движетесь, в отличие от гольфа. Он другой – вы ударяете, вы идете, вы останавливаетесь, гольф очень прерывистый. И все это укладывается в определенный курс, в то время как на велосипеде вы можете поехать куда угодно. И я подумал об этом в приложении к Дарвину, к его идее об эволюции как о медленном процессе развития, сходном с его прогулками. В тоже время, люди, подобные Альберту Эйнштейну, тоже используют свое тело, и, хотя Эйнштейн не гулял по тропинке, он выходил в море на лодке. И, несмотря на то, что он не был хорошим моряком и иногда терялся на своей лодке, он брал свои записи с собой, чтобы в процессе плавания их пополнять. И, когда вы посмотрите на способ мышления Эйнштейна, вы обнаружите, что его идеи были иного порядка, чем идеи Дарвина. И опять получается, что тело оказывает невероятно важное влияние на то, как мы думаем.
Итак, я возвращаюсь к своим слайдам и обещаю, что мы скоро перейдем к движению.
Для меня мир танца начал открывать свою ценность и важность в понимании «соматического синтаксиса» и тела как репрезентативной системы. Это цитата Марты Грэм, которая, как мне кажется, говорит о еще большем, о взаимоотношении глубинной и поверхностной структур. Фельденкрайз говорил об эмоциях, Дарвин – о мыслях, а Марта Грэм здесь говорит (а она является одной из основателей современного экспрессивного танца, моя жена ранее обучалась у Марты Грэм ее технике), так вот Марта Грэм говорит, что «существует витальность, жизненная сила, ускорение [или вы можете сказать, энергия], которая проявляется через вас в действие, и, поскольку во все времена есть только один вариант вас, это выражение уникально. Если вы его заблокируете, оно никогда не будет осуществлено никем другим и будет потеряно. Мир его не получит. Не ваше дело определять, насколько оно хорошо или каково оно в сравнении с другими проявлениями. Ваше дело – держать канал открытым». И мы держим канал открытым через тело. Марта Грэм говорит о том, что особенно важно сейчас – это не просто про эмоцию, которая выражается, и не просто про мысль, которая выражается, это про вас, находящего выражение, про вашу идентичность, про проявление вашей основополагающей жизненной силы. И мы знаем себя, мы расширяем и исследуем нашу идентичность через качество нашего движения. Было очень интересное исследование, упомянутое в книге Кэти Хендриксон, о группе людей, моделировавших движения. Они оцифровывали последовательности движений. Они наблюдали людей в течение длительного времени в разном возрасте. И они писали, что, если взять маленького ребенка в возрасте нескольких месяцев и наблюдать за ним в течение часа, вы увидите около тысячи различных движений – они двигают головой, рукой, пальцами, всем телом – тысяча движений. Если вы посмотрите на того же человека в возрасте 10 лет в течение часа, вы уже не увидите тысячи различных движений. Может быть, вы увидите несколько сотен. Они все еще активны, но у них уже нет такого разнообразия движений. Если вы возьмете того же человека в возрасте 30 лет, вам повезет, если вы увидите сотню движений. И о чем это нам говорит и что показывает: с одной стороны, мы становимся более эффективными в использовании нашего тела как инструмента. Но оборотной стороной этого является наша ограниченность. Мы начинаем терять возможности выражать себя. И я думаю, что в эмбодименте одна из важных вещей – это возможность использовать целый спектр различных движений, и в этом также идея «соматического синтаксиса». Я хочу иметь богатый словарный запас, ведь если в моем словаре только сотня слов, я не могу действительно хорошо общаться. Если мой словарь состоит из пятисот слов, я могу общаться намного лучше.
Еще один человек, оказавший большое влияние на мое собственное путешествие в эмбодименте, – Габриелла Рот. Моя жена Дебора обучает методике 5 ритмов, и я уверен, что существует множество других преподавателей 5 ритмов в разделе танцев. И одним из величайших вкладов Габриеллы было само понятие 5 ритмов. При этом ритм является классическим примером того, что мы понимаем под «синтаксисом», то есть не контент, не то, к какой части тела это относится, хотя и это важно, но ритм это что-то такое, что может быть и в моей голове, и в руке, и в локте, и в колене. То есть ритм – это и есть «синтаксис», это более глубинное выражение глубинной структуры. Я не преподаю 5 ритмов и не претендую на то, чтобы обучать ему, но поток – это такой ритм, когда вы открываете себя, стаккато – когда вы делаете четкие, раздельные движения – это когда вы определяете себя, хаос – когда все движется в разных направлениях – помогает вам раствориться, и особенно растворить те места, в которых вы ощущаете застревание, неподвижность и жесткость, а затем лирика, когда вы выходите из хаоса, и лирика – про освобождение себя и приверженность погружению в уникальное выражение своей энергии, которую Марта Грэм называла жизненной силой. А затем покой, которой позволяет вам раствориться в той большой энергии, которая удерживает всех нас, чтобы получить возможность начать весь процесс заново. То есть здесь мы можем вернуться к тому, что больше, чем мы.
И конечно само понятие 5 ритмов, если вы когда-то их танцевали (я это делаю уже 15 лет), состоит в том, что вы движетесь, как волна, а волна для меня – это описание самого процесса изменений. И очень часто с точки зрения коучинга я очень большое внимание уделяю тому, какой ритм проживает этот человек, что с ним происходит. И у каждого из ритмов есть позитивная сторона и теневая. Тень проявляется, когда мы не «заземлились» в этом ритме. Например, в потоке вы можете просто плыть по инерции, продолжая прежнее движение, как бы продолжая следовать старой привычке. Стаккато имеет отношение к жесткости, агрессии, насилию. О хаосе мы часто думаем как о чем-то, имеющем негативный смысл, и у него есть как высвобождающий, так и разрушительный потенциал. У лирики есть выразительный потенциал, но он может быть поверхностным. Покой очень глубок и приводит нас на более глубинный уровень, но может приводить и к некоей диссоциации. И интересно, что в этом понятии ритма, если вы подумаете о нем в коучинге, мы часто сопровождаем клиента в его проживании волны изменений, и мы можем подумать о том, какой ритм сейчас является для него наиболее важным.
Одной из интересных вещей, если мы подумаем об этом, и здесь я привожу еще одного из моих учителей, Грегори Бейтсона, который имеет довольно интересную связь с Габриеллой Рот, поскольку они оба были одновременно в 70-х, когда Габриелла разрабатывала 5 ритмов, а Грегори часто приходил танцевать с ней, пока еще мог двигаться, и он был одним из людей, говоривших ей, что это стоит продвигать, он говорил: «Ты одержима паттерном соединения», и у меня была замечательная беседа об этом с Габриеллой несколько лет назад. И я поместил здесь Бейтсона по двум причинам. Первая состоит в том, что, думая о различных способах применения «соматического синтаксиса» (Фельденкрайз говорил об эмоциях, Дарвин говорил о мыслях, Марта Грэм говорила о вашей идентичности, проявляющейся через него, а затем Габриелла Рот говорила о том, что все намного больше, чем перечисленное, все проходит через него), я использую модель, на которую меня вдохновил Грегори Бейтсон, и понятие различных уровней. Мы используем различные уровни по ходу вовлечения в многообразные аспекты нашего опыта, и наше тело через эмбодимент так важно на каждом уровне. Чем выше вы поднимаетесь по этой пирамиде, тем больше проникаете в глубинные структуры, чем ниже – тем больше соприкасаетесь с поверхностными структурами. Поэтому в процессе коучинга я прошу людей использовать свое тело, выражая, например, свою цель: «Какова цель, какова твоя глубинная цель сейчас?» – для выражения своей идентичности: «Кто ты? Покажи мне с помощью своего тела свою роль, миссию, вырази ценности и убеждения» – как ограничивающие, так и усиливающие; можно выразить различные способности, и поведение само по себе является проявлением во внешней среде. То есть для меня идея «соматического синтаксиса» про то, чтобы использовать наше тело для получения доступа ко всем этим различным уровням: кем мы являемся в мире, мы сонастраиваем их для достижения высокой эффективности в деятельности.
Так как же мы все это используем в коучинге? Использование «соматического моделирования», а это действительно основополагающая часть работы по генеративным изменениям, которые мы создали со Стивеном Гиллигеном, выступавшим здесь ранее. Мы вместе с ним являемся сооснователями Международной ассоциации генеративных изменений. Так вот один из вариантов использования «соматического моделирования» состоит в том, что у нас есть фильтры, с помощью которых мы переводим квантовый мир безграничных возможностей в форму конкретного выражения, то есть осуществляем переход от потенциальных глубинных структур к поверхностным структурам. И в генеративном коучинге мы всегда работаем с тремя типами фильтров: соматическим фильтром (мы называем соматический разум первым разумом), когнитивный разум, которого нет, когда мы рождаемся, и мы развиваем полевой разум со временем, о нем я скажу позже. У нас есть соматическим разум, и к нему по мере обучения и развития мы добавляем когнитивный разум и более отношенческий разум поля, как мы его называем. И сама эта идея, резонирующая также с НЛП, что все, что нам известно, является продукцией наших фильтров. Мы говорим, что карта – не территория, но все, что у нас есть, – это карта, и в коучинге чрезвычайно важной и ключевой является наша способность работать с этими фильтрами генеративно.
Одна из основных вещей, к которым я вернусь через минуту, состоит в том, что все, что происходит, мы можем удерживать своими фильтрами либо из состояния неосознанности, которое мы также называем нейромышечным зажимом, или из более генеративного состояния, генеративного потока, в котором возможны все решения. Поэтому одной из важнейших вещей – наш первичный фокус в генеративном коучинге – является состояние фильтров человека, когда они говорят о проблеме, когда они говорят о цели. Само понятие нейромышечного зажима связано с так называемыми стратегиями выживания: бей, беги, замри, сдайся. Именно в нем возникают проблемы или симптомы, возникают препятствия. И вот что интересно: если вы берете тот же контент (содержимое) – это может быть та же мысль, те же части тела, но удерживаете их из другого состояния фильтров, то вдруг становятся доступными ресурсы и решения.
И основное различие в том, что мы разделяем состояние CRASH и состояние COACH. И CRASH – это то, что Марта Грэм называла закрытым каналом, оно дегенеративно: мы зажаты, реактивны, бесконечно анализируем, отделены, враждебны/страдаем/ненавидим. При этом, если этот канал открыт, мы называем это состоянием COACH, это генеративное состояние, когда вы центрированы, особенно в центре живота, вашем физическом центре, вы открыты возможностям, вы осознаете и имеете доступ к тому, что происходит внутри и вокруг вас, вы соединены с собой, другими людьми и с тем, что больше вас, частью чего вы являетесь, и способны удерживать то, что происходит, из состояния гостеприимства, ресурсной наполненности, творчества и любознательности.
Мы с моей женой Деборой предложили эти термины много лет назад, когда мы были в состоянии CRASH и нуждались в том, чтобы вспомнить, чего мы хотим вместо этого. Когда вы в состоянии CRASH, очень трудно что-то вспомнить. То, что я понял уже с ранних лет в НЛП, это то, что, когда кто-то находится в состоянии CRASH, техники не работают. Когда вы в состоянии CRASH, не работает ничего известное вам: не имеет значения ни что вы думаете, ни что вы говорите, ни что вы делаете. Когда вы в генеративном состоянии, или в состоянии COACH, что вы думаете – волшебно, что вы говорите – волшебно, что вы делаете – волшебно. Поэтому ключ, основополагающий ключ – это состояние соматических фильтров. И именно это объясняет, почему это основная составляющая генеративного коучинга.
Итак, мы уже говорим около получаса, и я хочу предложить получить первый опыт, а потом я добавлю кое-что еще – и у нас будет второй опыт, но сейчас я хочу предложить вам войти в состояние COACH. Можете делать все это сидя, если вам так лучше, но все же я предлагаю вам встать вместе со мной.
Существуют различные способы войти в состояние COACH, мы можем это сделать через медитацию, но я люблю это делать с помощью так называемого активного центрирования. Поэтому очень часто одной из первых вещей, которые я делаю со своими клиентами и с группами, с которыми я работаю, это вхождение в то, что мы называем активным состояние COACH.
И самое первое – это поиск того самого центра. И очень часто люди спрашивают: что вы имеете в виду под центром? Как мне понять, как центрироваться? Почему центр живота? Ну, во-первых, центр живота – это фактически физический центр тела, он находится посередине между макушкой и ступнями. И каким бы видом выступлений вы ни занимались – как музыкант, артист или спортсмен – вы знаете, что первым делом вам необходимо центрироваться именно в нем, и чем сложнее то, что вы делаете, тем важнее для вас спуститься в этот центр. Итак, пара способов найти этот центр. Самый простой способ: я часто прошу людей взять правую ногу и правую руку и перекрестить ими левую ногу и руку и найти баланс. Затем вы делаете все то же в другую сторону и найдите баланс. Просто сделайте это 3 раза в каждую сторону, отслеживая состояние баланса. Это способ найти баланс средней линии. Немного более активный способ поиска этого центра – подвести ваш правый локоть к левому колену, а левый локоть к правому колену. И чем медленнее вы это делаете, тем больше понимаете, что это движение можно делать только вокруг центра живота. Поэтому это способ немного зарядиться энергией и соединить правую часть с левой, а также найти местоположение центра. Еще один способ, если вы действительно хотите узнать, центрированы ли вы, или, когда клиент спрашивает об этом, я говорю: ок, попробуйте балансировать на одной ноге. Вы можете начать вот так. Если чувствуете баланс, вы можете свести и соединить ладони. Так балансировать проще. И если вы думаете, что у вас действительно хороший баланс, закройте глаза. Итак, вы закрываете глаза, и вам действительно надо войти в тело. Затем сделайте то же самое на другой ноге. Найдите баланс на другой ноге, центрируйтесь, и когда баланс будет хорошим, закройте глаза. Это будет означать, что вы вернули свое внимание в тело. Сделайте это три раза по несколько секунд на каждой ноге. Я часто говорю: попробуйте это сделать на одной ноге, а потом поспорить с кем-то. Это очень вам поможет, поскольку вы остаетесь центрированным в себе. Кстати, еще одна вещь: когда вы находите баланс на одной ноге, не делайте ее жесткой. Когда вы стоите на жесткой ноге, баланс хуже. Смягчите колено, немного опуститесь вниз, так намного легче. Смягчите.
Итак, это центрирование. Теперь, если вы хотите начать открывать этот канал, простой способ сделать это – это зажать большие пальцы рук в кулак, опустить руки и сделать движение, которое я вам покажу. Вам надо слегка присесть, опуститься к земле, согнув колени, а затем подняться вверх на носочки, как будто вы соединяете землю и небо. Повторите это три раза, ощущая, как открывается этот вертикальный канал, вертикальный доступ. И снова, любое выступление (я помню, как мы обучались с женой танго) предполагает, что вы центрированы и выровнены вертикально. И из этой вертикальной выровненности и центрированности вы можете делать что угодно.
И еще один небольшой кусок состояния COACH – это то, что я люблю называть «тай-чи состояния COACH». Это последовательность движений, связанных с каждой составляющей состояния COACH. И первое движение относится к центрированию. Вы сгибаете колени, опускаете руки – центр. Затем открываетесь из центра сердца вовне. Затем вы включаетесь и становитесь осознанным из центра головы. Затем вы соединяетесь – соединяете центр головы, центр сердца и центр живота, с телом, с землей. И это все позволяет нам стать способными удерживать все, что происходит, из состояния ресурсности, готовности и творчества. И мы обычно повторяем это несколько раз, и с точки зрения нейролингвистики я предлагаю добавлять к движениям слова, произнося что-то вроде: я центрирован или центрируюсь, я открыт или открываюсь, я включен, пробужден, осознан, я соединен, я здесь и готов. И еще один раз. Найдите собственный способ центрироваться, открыться, включиться, соединиться и удерживать.
Когда мы начинаем коуч-сессию, это всегда бывает первым шагом генеративных изменений. Если вы начинаете из другого состояния, возможно, вы тратите и свое время, и время клиента, потому что, возможно, вы будете плыть против течения. И существует множество способов делать тоже самое, я просто показал вам то, что нравится мне, потому что это позволяет нам быть активными, прочувствовать все.
Я вижу, что кто-то задал вопрос – можно ли использовать звук? Конечно, вы можете использовать звук. Каким будет ваш звук центрирования, открытия, пробуждения? На самом деле, вы можете использовать самые разные способы, и мы учим им на наших тренингах по генеративному коучингу, один из них начнется, кстати, здесь, в Париже, завтра. Это первый из наших шести шагов и основа всего.
Итак, что же делать в коучинге дальше? Я вернусь ненадолго к своим слайдам, прежде чем у нас будет следующая активность. Итак, когда мы уже в состоянии COACH, можно подумать о коучинге в целом и о том, что мы в нем делаем. И внизу этого слайда вы видите картинку экипажа, который назывался coach, и это буквально первое значение слова. Это транспортное средство, которое доставляет вас из текущего состояние в желаемое состояние. И для меня это описание сути процесса коучинга. Я хочу помочь кому-то перейти из текущего состояния, в котором он находится сейчас, в какое-то желаемое состояние. Его отличие от терапии состоит в том, что в терапии вы обычно вы движетесь от проблемного состояния назад в некое стабильное состояние, вы исправляете что-то, являющееся в какой-то мере поврежденным. В коучинге речь обычно идет о том, чтобы пойти куда-то вперед. Вы говорим: быть коучем – в некоторой степени быть таксистом. Что у вас спрашивает таксист, когда вы вызываете такси? «Куда вы хотите ехать?». Вы ему отвечаете: «мне здесь не нравится, это ужасно» и так далее. Они вам отвечают: «это понятно, но куда вы хотите попасть?». Вы говорите: «ну куда-нибудь в хорошее место, где я буду счастливее». «Да, но где именно это место?». Это о том, что вам необходимо определить желаемое состояние. Иногда вы не знаете конкретики, то есть у вас есть то, что мы в генеративных изменениях называем намерением. В этой ситуации желаемое состояние – это что-то, чего еще нет, поэтому я не знаю деталей, но я знаю направление, в котором я хочу двигаться. И затем мне надо проложить туда путь, мне нужны ресурсы и инструменты для создания этого пути, потому что на пути я встречу препятствия и вмешательства. В генеративном коучинге мы используем соматическое моделирование для каждого части этого процесса. Мы говорим: покажи мне своим телом свое текущее состояние. Где ты сейчас? Если даже не можешь назвать его, покажи мне его своим телом. Такое или такое? А затем мы говорим: покажи мне своим телом, чего ты хочешь? Каково желаемое состояние? В работе по генеративным изменениям нашим первым вопросом после вхождения в состояние COACH является: чего вы хотите создать в вашей жизни больше всего? Что вы хотите создать в жизни сейчас? И это может относиться к вашему здоровью, бизнесу, отношениям – что вы хотите создать? И обычно люди начинают со слов, но мы говорим: покажи своим телом, как выглядит это желаемое состояние в вашем теле? И одновременно в процессе движения вам надо найти ресурсы. И коуч в этом случае – это не человек, являющийся коучем, а то транспортное средство, возникающее из взаимоотношений между коучем и клиентом. Таким образом, есть коуч и клиент и так называемые генеративные отношения между ними, когда мы оба находимся в состоянии COACH, мы можем удерживать все, что бы ни проявилось в процессе происходящего процесса изменений, особенно это относится к препятствиям и вмешательствам. То, что мы делаем в генеративных изменениях, в большой степени имеет отношение к принятию этих препятствий и вмешательств без попыток отрицать, игнорировать или избавиться от них. На самом деле, мы приветствуем их и трансформируем, и в этой работе нам абсолютно необходимо задействовать тело. В генеративном коучинге и, я думаю, в коучинге вообще вам необходимо использовать тело как первичный способ выражения каждого элемента этой диаграммы: куда вы хотите прийти? Где вы сейчас? Каков путь? Какие ресурсы вам нужны, чтобы туда попасть? В чем препятствие? Какие ресурсы мне помогут иметь дело с этим препятствием? И все это создает то, что мы в генеративном коучинге называем раскадровкой. Раскадровку мы взяли от Уолта Диснея, он придумал раскадровку, и мы проходим через три этапа Мечтателя, Реалиста и Критика для создания этого пути. Другой способ сделать то же – разместить на линии времени. Я хочу показать вам свою коллегу Джудит Делозье, которая много лет назад разработала замечательную модель, которую мы называем танцевальным счетом (SCORE), где первые две буквы означают симптом и его причину, отражающие текущее состояние. Буквы О и Е обозначают результат и эффект – желаемое состояние: чего я хочу и зачем я этого хочу. И буква R означает ресурсы. И вы можете здесь видеть, как происходит раскадровка, и вы можете увидеть каждый элемент пути из текущего в желаемое состояние через тело.
И здесь я хочу предложить вам быстро попробовать этот процесс. Я предлагаю всем снова встать и попробовать сделать нечто вроде раскадровки. Вам понадобится линия времени. Вы можете двигаться к компьютеру, я буду это делать вот так, чтобы вам было виднее. Потому что здесь настоящее, и я буду двигаться в будущее. Очень часто, когда мы проводим сессию по генеративному коучингу или сессию НЛП – любую коучинговую сессию – у нас есть физическая линия времени, где позади мое прошлое, а впереди будущее. Как коуч я хочу, чтобы мой клиент перешел из своего текущего состояния в свое желаемое состояние. Иногда это означает, что мне придется иметь дело с некоторыми вещами из их прошлого. И мы будем использовать эту линию времени, и мы будем создавать раскадровку не только из слов и образов, но также из соматических моделей каждого шага. Присоединяйтесь ко мне и давайте снова начнем с состояния COACH: можете вспомнить кое-что из того, что мы делали раньше, вначале центрируемся. Вы можете делать это достаточно быстро – я часто делаю это в качестве разминки. Нахожу свой баланс и опускаю вниз свой центр, по три раза на каждой ноге. Затем откроем этот канал, и это ощущение, как говорила Марта Грэм, что ваш канал открыт, и ваша жизненная сила может проходить сквозь вас, как Габриэлла Рот сказала, протекать сквозь вас, и вы можете заново открыть себя с помощью этого потока, когда канал открыт. Затем можно сделать «тай-чи состояния COACH»: центрирование, открытие, пробуждение, соединение, принятие. Еще пару раз сделайте эти движения тай-чи медленно, осознанно, позволяя телу вести вас в состояние генеративности, ресурсности, открытости. И теперь первый вопрос в коуч-сессии и первый вопрос таксиста: куда вы хотите прийти? И я хочу вам предложить подумать на пару шагов вперед, что вы больше всего хотите создать? Если подумать, почему вы здесь, почему вы подключились к этой конференции по эмбодименту, чего вы хотите иметь в своей жизни больше? Если бы вы могли жить генеративно, больше из состояния открытого канала, чего вы хотите иметь больше – в отношении вашего здоровья, вашего тела, вашего бизнеса, ваших отношений? Конечно, в эти времена COVID мы сталкиваемся с самыми разными вызовами. Поэтому я хочу попросить вас войти в будущее: сделайте два шага в будущее (один, два) и буквально почувствуйте себя там. И когда вы думаете об этом желаемом состоянии – чего я хочу? – позвольте своему телу показать вам, чего я хочу больше, чего я хочу создать больше? И опять же, идея соматического синтаксиса не в том, чтобы принять фиксированную, жесткую позу, это скорее движение, как танец, где есть движение. Пусть части вашего тела движутся, и, как говорила Габриэлла Рот, прислушивайтесь к тому ритму, который созвучен вам сейчас. Очень часто люди используют скорее ритм стаккато: мне надо это, для некоторых людей это больше про поток, для некоторых это скорее чудо, для некоторых это скорее покой – просто поисследуйте это. И вам не нужны все детали этого будущего – просто это способ, такой же эффективный, как целая куча слов, чтобы описать его. Ваше тело вам покажет. Затем нам надо сделать два шага назад и вернуться в текущее состояние. Вот куда я хочу прийти, а где я сейчас? Где я сейчас? И очень часто мы обнаруживаем то, что мы в работе по генеративным изменениям часто замечаем: я хочу этого, но вместо этого происходит что-то другое. Я хотел бы больше доверять и чувствовать уверенность, но замечаю, что испытываю сомнения или парализующий анализ. Я действительно хочу этого желательного состояния, но выглядит так, как что-то происходит и мешает мне в текущем состоянии. И выразите это – каким способом вы можете выразить это своим телом? Что происходит сейчас? Возможно, из-за COVID вы чувствуете растерянность, что-то вроде хаоса, может быть, я слишком негибок, может быть, что-то удерживает меня – просто найдите, поисследуйте это с помощью вашего тела. Теперь переходим к последнему (а потом я отвечу на вопросы): как будут выглядеть ресурсы? Какие ресурсы помогут мне? Как в идее Джудит с моделью SCORE, какой ресурс, будучи добавленным в текущее состояние, поможет мне его трансформировать? И вы можете найти этот ресурс в разных местах. Я предпочитаю делать один шаг, чтобы оказаться посередине между текущим и желаемым состоянием и действительно пытаюсь понять, что именно позволит мне перейти в это желаемое состояние. Мне не надо знать это сознательным разумом, я могу позволить своему телу показать мне это. И я могу использовать, и это чудесно, эту идею тела как репрезентативной системы и то, о чем мы говорим со Стивеном Гиллигеном, я получаю доступ к целому бесконечному полю ресурсов. Прямо сейчас, глядя в свои окна, я могу видеть облака, и, возможно, облака и есть тот ресурс, который может мне помочь, если я могу протанцевать эти облака. Может быть, есть ветер или гора – просто найдите, что это для вас, что станет этим ресурсом? И затем мы берем его в текущее состояние и протанцуйте между ними – превратите это в танец. Мое текущее состояние, мой ресурс, мое текущее состояние, мой ресурс, мое желаемое состояние. И тогда вы начинаете использовать соматический синтаксис, так делая танец из всего этого. Это не отдельные жесткие вещи, вы можете их интегрировать, и в этом прелесть идеи раскадровки и модели SCORE. Конечно, у нас мало времени, и я просто показываю вам базовые вещи, но это то, с чем мы работаем раз за разом в процессе коучинга. И часто даже в процессе разговора с кем-то, когда человек внезапно погружается в состояние CRASH, я говорю: давай сделаем паузу. Покажи мне своим телом, что происходит. Каково твое желаемое состояние? Покажи мне, чего ты хочешь? И очень часто это служит ключом для большого прорыва. Как говорил Альберт Эйнштейн много лет назад, вы не можете решить проблему на том же уровне сознания, который ее создал. И обычно именно наша голова создает нам проблемы, и тогда не важно, насколько сильнее вы используете голову, вы не решите проблему, используя голову. Вам необходимо подключать другие разумы.
Я знаю, что мне надо оставить время на вопросы, и я не уверен, что оно осталось. Лиза, я передаю слово тебе.
ЛИЗА
Роберт, это было так увлекательно и так понятно объяснено, я очень сильно благодарю тебя, это было прекрасно. И мы видим положительные отзывы в чате. У нас есть один вопрос: бей, беги, замри всем известны. Не могли бы вы вкратце описать, что такое сдайся?
РОБЕРТ
Сдайся – это когда ты сдаешь свои позиции. Когда я бью, я активен. Когда я бегу – я активен. Когда я замираю, я неподвижен. Когда я сдаюсь, я падаю. И это стратегия выживания, многие животные так делают. Это то, что делает опоссум – это не борьба, не убегание и не замирание – он прикидывается мертвым. Это стратегия выживания, и она проявляется, когда люди сдаются. Вот это и есть стратегия сдайся – ты падаешь.
ЛИЗА
Хорошо, спасибо. Вопрос от Кейтлин. Что если человек никогда не двигался так в жизни? Насколько успешным может быть все это?
РОБЕРТ
О, прекрасный вопрос! Во-первых, у некоторых людей есть ограничения по движению их тела, они просто не могут двигаться. Именно здесь проявляется вся идея соматического синтаксиса. И я этому научился вначале у Фельденкрайза, тому же я научился в 5 ритмах: если я не могу двигать своим телом, я могу это сделать своей рукой. Не можешь показать телом – покажи рукой, на что это будет похоже, покажи ногами. То есть, если человек не хочет проявить себя или испытывает боль, это не является необходимым (и это интересно в синтаксисе – вам нет нужды двигать какой-то конкретной частью тела, я часто привожу такой пример: я могу написать букву А правой кистью, меня так научили, но я также могу написать букву А левым локтем. Никто не учил меня этому, но я могу это сделать мгновенно. Я могу взять в рот ручку и написать букву А шеей). То есть именно организация движения имеет важнейшее значение. Поэтому если кому-то некомфортно или трудно, пусть делает небольшое движение.
ЛИЗА
Отлично. И самый последний вопрос: у нас заканчивается время. От Джорджа Горга: макро-практика, типы различных действий, или микро-практика, определение действий являются более эффективными для достижения должного уровня этой практики?
РОБЕРТ
Это прекрасный вопрос! И, если честно, ответ звучит так: по-разному. Потому что некоторые люди используют макро-действия, такие как катание на велосипеде, игра в гольф и так далее, и это практика. Моя практика – бег, я бегаю в последние дни по 90 минут в день. Это макро-практика. Микро-практика подразумевает использование и артикуляцию очень конкретных частей тела, задействование различных микро-ритмов, я бы сказал. Поэтому все зависит от того, какой именно ресурс вам нужен и с какой ситуацией вы столкнулись.
ЛИЗА
Прекрасно! Роберт, это очень, очень интересно. И если бы у меня было время, я бы задала еще вопросы, но я знаю, что мы находимся в реальном мире, поэтому я направлю людей на ваш сайт.
РОБЕРТ
Это очень просто: robertdilts.com, легко запомнить. Diltsstrategygrop.com – это еще один сайт, а первый был robertdilts.com.
ЛИЗА
Так, если у вас будут еще вопросы к Роберту, я уверена, что вы можете с ним связаться на этих сайтах. Это была очень, очень содержательная сессия…