Управляя Путешествием Героя: Принципы и Процессы для Осмысленной Жизни
Стивен Гиллиген и Роберт Дилтс
Одним из отличительных качеств успешных и эффективных людей является глубокое ощущение цели и намерения. Без этого глубокого ощущения легко потеряться в бесконечных драмах каждодневной жизни или сбиться с пути под воздействием многих сил, которые пытаются использовать вас тем или иным образом. Ощущая внутренний зов и настраиваясь на него, становится возможным направить жизнь человека на осмысленный путь. Одной из лучших моделей, воссоздающей такой путь, является “Путешествие героя”, впервые описанное мифологом Джозефом Кэмпбеллом (1949) в его основополагающей книге под названием “Герой с тысячей лиц”.
Кэмпбелл изучал истории героев, исторических и мифологических, охватывая все века, культуры, религии и оба пола. Кэмпбелл отметил, что сквозь многие культуры и сквозь время, существовал общий структурный шаблон – который являлся так называемым “базовым мифом” – о человеке, который проживал экстраординарную жизнь, принося новые дары и преображения как себе, так и обществу, окружающему его.
Путь, который проходит герой во время своего путешествия, можно в целом описать в три этапа:
(1) жизнь в деревне
(2) изгнание в пустыню
(3) возвращение в деревню с новыми дарами
Это означает, что человек начинает свой путь в согласованном “трансе” или “коробке идентичности”, будучи принадлежащим к социуму; затем его выталкивают из привычной “коробки” его реальности таким образом, который вынуждает его или её избавиться от привычных моделей мира и создать новые ресурсы и понимания. Это героическое путешествие включает также пересечение порога в новые неизведанные земли за пределами его или её зоны комфорта, нахождение верных помощников (ресурсов) и встречу и преображение внутренних “демонов” или “теней” (другими словами, центральных проблем). Впоследствии, успешно пройдя испытания и невзгоды этих порогов и смертельно опасных мест, “возрождённый” человек возвращается в своё общество как изменённая личность, привнося обществу новые дары и вклады.
Существует много хорошо известных примеров путешествия героя – целители, такие как Иисус или Милтон Эриксон, великие общественные деятели, как Ганди или Мартин Лютер Кинг, деятели искусства, как Боб Дилан или Пикассо, изобретатели, такие как Томас Эдисон или Карл Юнг. Каждый из этих людей прошёл через многие суровые испытания для того, чтобы впоследствии измениться и стать человеком, сделавшим уникальный вклад в общество.
Конечно, существует куда большее число менее известных людей, которые отважились встать на путь героя – обычные люди, которые проходят через преобразующий их путь, будучи родителями, детьми, жителями города или работниками. Это путешествие может начаться с разбитых отношений, физической болезни, проблем на работе, с неожиданного поворота событий или серьёзных травм. Какой бы ни была причина, миф о путешествии героя даёт возможность рассматривать такие кризисы как начало глубокого путешествия преображения и позитивного изменения. Путешествие героя является превосходным путеводителем для каждого, кто заинтересован в проживании жизни с глубоким смыслом и вкладом; жизни, наполненной счастьем, готовностью прийти на помощь, здоровьем и излечением самого себя и своего сообщества.
Для того, чтобы пройти путешествие героя, человеку нужны карты, инструменты и ресурсы. Поэтому в этой статье, мы хотели бы вкратце описать, как можно пройти путь героя. Сперва мы начнём с обзора того, что мы называем “Порождающим Я”, что является моделью развития и удержания состояния исключительного осознания, необходимого, чтобы справляться с чрезвычайными проблемами. Затем мы опишем некоторые из основных испытаний, которые могут встретиться на пути героя, и предложим несколько способов успешного преодоления таких испытаний. И наконец, мы вкратце охарактеризуем ценность путешествия героя в наше время.
Порождающее Я
Вопрос идентичности – «Кто я и к какому большему миру я принадлежу?» – является ключевым для нас обоих (см. Гиллиген, 1987, 1997, 2004; Дилтс, 1987, 1990, 1996, 2000, 2003). С нашей точки зрения, идентичность имеет много уровней, и она раскрывается в развивающейся серии циклов «смерти и перерождения». Часть жизненного опыта мы воспринимаем как «обычные переживания». Для того, чтобы проживать их, вы можете оставаться в рамках привычной модели поведения; вам не нужно покидать свою обыденную сущность. Вы можете реагировать на такие переживания привычными стратегиями, вполне обоснованно ожидая достижения успеха. Другие переживания и вызовы являются «чрезвычайными», это значит, что они перемещают вас за пределы «коробки» вашего «обычного я», и, таким образом, требуют «чрезвычайного» реагирования, иными словами, понимания и ответов за пределами того, что вы делали ранее. В путешествии героя очень важно знать различие между этими двумя типами осознанности.
Порождающее Я является процессом, разработанным в области «Отношений с собой» (Гиллиген, 1997, 2003, 2005). В «Отношениях с собой» (как метод – прим. редактора) указывается, что характер реагирования на опыт определяет его форму, значимость и исход. Это значит, что опыт не существует отдельно от того, кто этот опыт переживает. Опыт создаётся в каждый текущий момент одним человеком или несколькими людьми. «Отношения с собой» изучают то, как человек может оптимальным образом реагировать на данный опыт, чтобы было возможным добиваться положительных результатов. Более того, данный метод изучает то, как негативный опыт отображает непродуктивные отношения, которые можно изменить, дабы добиться положительных результатов. Эта работа в значительной степени основана на наследии Милтона Эриксона, который стал знаменитым благодаря своей способности принимать и преображать самые сложные поведенческие шаблоны.
В моделировании порождающих стратегий Эриксона «Отношения с собой» определяют три типа разума:
(1) соматический разум (как локальный телесный разум)
(2) отношенческий полевой разум (в качестве неограниченного или коллективного разума)
(3) когнитивный разум как своего рода мост между вышеуказанными двумя мирами
Далее «Отношения с собой» определяют два уровня каждого Разума:
(а) базовый уровень, занятый коррекционными действиями
(б) порождающий уровень, который возникает, когда все три Разума согласованы и выравнены
Порождающее Я является своего рода тонким метаполем, которое воплощает все основные действия с осознанностью и искусностью, в то же самое время добавляя другие особенности, которые значительным образом преображают его форму и функции. «Отношения с собой» подразумевают, что в то время, как базовых уровней достаточно для удовлетворения обычных функций адаптации, порождающие уровни требуются для прохождения и преображения чрезвычайных состояний осознанности, которые появляются преднамеренно или непреднамеренно на пути героя… Таким образом, если личности собираются успешно принимать эти великие вызовы, им нужно развить определенную способность к развитию Порождающего Я. Следующие разделы предлагают несколько способов того, как можно это реализовать.
Соматический разум и принцип центрирования
Соматический разум можно рассматривать в качестве опоры или базы для «Порождаюшего Я». На своём базовом уровне, соматический разум оперирует присущими млекопитающим инстинктивными влечениями к еде, сексу, территории и иерархии. Он несёт в себе историю эмоций, которая направляет его поведение. В стрессовой ситуации, он использует ответы бей/беги/замри. Он в особенности связан с лимбической системой и её млекопитающей ориентацией на принадлежность (см. Льюис, Амини и Ланнон, 2000); это значит, что соматический разум знает, как присоединяться и находиться в тонком резонансе с другими. Он проделывает большую часть всего этого без самоосознания, что значит, что он реагирует на ситуацию скорее инстинктивно или традиционным (заученным) образом.
В чрезвычайных ситуациях, тем не менее, требуется нечто большее. К примеру, умирает близкий человек. Или вы действительно хотите изменить мир к лучшему, но не знаете как. Или вы находитесь в очень сильном стрессе на работе. Или вы переживаете развод. Или вы пребываете в опасном окружении и ощущаете себя невероятно уязвимым. В таких случаях вашему соматическому разуму нужно больше возможностей. Ему необходимо быть способным удерживать беспокойство, переживать серьезные испытания и эмоции, допускать противоречивые эмоции, переключаться в состояния отдыха, расслабляться, в то же время оставаясь внимательным, настраиваться на интуитивную и «нелогическую» мудрость и предпринимать творческие действия. В таких случаях соматическому разуму необходим переход на порождающий уровень.
Одним из основных способов достижения такого повышенного уровня осознания является искусство центрирования. Центрирование – это процесс объединения тела и разума для того, чтобы успокоить и сфокусировать разум, расслабить и настроить тело, и подстроить их к энергиям отношенческих полей.
Центрирование является разновидностью «сбалансированного внимания», поиском точки, где взаимодополняющие качества присутствуют в одно время, – такие как внутренний/внешний, расслабленный/сконцентрированный, намеренный/не требующий усилий. Когда это происходит, открывается «осознанность за пределами противоречий». Это поле осознания, которое простирается за пределами тела ко внешнему полю, в котором это тело присутствует.
Один из простых способов центрирования заключается в том, чтобы найти тихое место, чтобы присесть и успокоиться. Вы можете следовать четырёхшаговой модели:
(1) настраиваясь на хорошую позу
(2) расслабляя мышцы
(3) растягивая своё внимание через свой позвоночник
(4) представляя, что ваше дыхание – это жидкость, которая двигается через тело и затем выходит в мир
Повторение этих четырёх шагов (с открытыми или закрытыми глазами) может помочь человеку переключиться в прочувствованное состояние спокойной внимательности. Человек может затем вспомнить опыт прекрасного самоощущения, например, на природе с возлюбленным или с самим собой. По мере того, как вы вдыхаете это прекрасное самоощущение, обратите внимание, где оно чувствуется в вашем теле больше всего. Большинство чувствует это в своём животе, или позвоночнике, или в области сердца. Существуют разные возможные «центры», на которые человек может настроиться. Многие люди находят полезным, если мягко положить руку на прочувствованный центр, привнося в него больше своего осознания.
Процесс центрирования играет важную роль. Во-первых, он развивает спокойную и, в то же время, внимательную осознанность. Прекращается внутренний диалог и усиливается соматическая настройка, приводя, таким образом, к более эффективным откликам. Во-вторых, центрирование может стабилизировать внимание в стрессовых условиях. К примеру, с вами угрожающе общается агрессивный человек. Центрирование позволяет вам отдать «первое внимание» (см. Гиллиген 1997) вашему центру заземленным, расслабленным путем, вместо того, чтобы концентрировать его на агрессивном человеке, стрессовом переживании или внутреннем образе. Затем вы можете открыться и протянуть своё внимание за пределы источника стресса, таким образом, вы будете переживать объёмное чувство открытости за пределами проблемы. В-третьих, центрирование ведёт к соединенному и недуалистическому опыту. Типичные конфликты тела против разума, себя против других, плохого против хорошего по типу «либо А/либо Б» растворяются в более интегрированном ощущении «это есть». Это позволяет осознанности соединиться с жизненной энергией – в айкидо её называют «ки», в тайцзы – «ци», это ощущение «поля», величие «духа», и т.д. Это не означает, что способность ума сортировать понижается; скорее, он вновь соединяется со своей глубинной основой природного разума таким способом, который способствует опыту направленного «потока» (см. Чиксентмихайи, 1990) и интегрированного функционирования. Контроль заменяется содействием, доминирование – ресурсной утилизацией, и столкновения сменяются гармонией. Это может быть достигнуто даже при стрессовых, противопоставляющих условиях, что вполне убедительно показывает боевое искусство айкидо.
Напомним, такой доступ к порождающему состоянию соматического разума доступен каждый раз, когда опыт выходит за пределы стандартных способностей личности. Это может включать как положительный опыт, так и отрицательный – например, травма. В обоих случаях, нарушение состояния единства личности активирует порождающее состояние соматического разума и его центры, усиливая нелогические архетипические/эмоциональные процессы. Если человек отсоединён от соматического разума, опыт, появляющийся в результате, может быть пугающим, подавляющим и угнетающим. Обратные попытки контролировать такой дискомфортный опыт и вызывает неприятные симптомы. С другой стороны, центрированный человек может принять и работать с появляющимися переживаниями такими способами, которые изменят личность.
Когнитивный разум и принцип покровительства
Когнитивный разум составляет второй тип человеческого разума. При здоровом развитии, когнитивное «я» «превосходит и в то же время включает в себя» (см. Уиблер, 1995; Пирс, 2002) соматическое «я»; при нездоровом развитии когнитивное «я» отсоединяется от соматического и противостоит ему.
Как и с соматическим разумом, существует два уровня когнитивного разума. Базовый уровень включает процессы, которые используются для ориентирования в социальном/психологическом мире: планы, стратегии, правила, рамки, схемы, социальные роли и т.д. Он также хранит общие ценности социальной жизни и установленные ценности индивидуальной личности. Говоря по сути, он ответственный за социальную адаптацию, контроль окружения, удовлетворение личных интересов и стабильность личностного развития. В основном он действует, опираясь на фиксированную точку зрения, удерживая определенное намерение (сознательное или бессознательное), и затем действуя, чтобы воплотить эти намерения. Очевидно, это критически важный аспект здорового существования, который нуждается в регулярном внимании и практике. Как мы говорим в Калифорнии, не покидайте без него свой дом!
В то время, как такого базового уровня в целом достаточно для каждодневных обстоятельств, его недостаточно для принятия чрезвычайных вызовов. На базовом уровне Когнитивного разума трудно мыслить «за пределами коробки». Он застревает в определенной точке зрения, испытывая трудности, и, таким образом, создаёт хаос, множественные и противоречивые точки зрения или конфликт. Он не может просто так отдаться переживанию «смерти и перерождения». Например, у вас есть дочь, которая вступает в подростковый возраст, и всё её поведение «маленькой хорошенькой девчушки» сменяется хип-хопом, повышенным вниманием к парням и потребностью в большей свободе. Или вы находитесь в кросс-культурном окружении, где в споре сталкиваются различные точки зрения касательно религии, свободы и этики. Или вы пытаетесь избавиться от какого-то нежелательного опыта или поведения, а оно продолжает мстительно возвращаться. В таких контекстах, чтобы успешно проходить через такой опыт и свойственные ему сложности, требуется порождающий уровень когнитивного разума.
Порождающий уровень когнитивного разума «включает и превосходит» базовый уровень, открывая доступ к креативному мышлению, системной (основанной на поле) идентичности и резонирующему намерению. Это значит, что он удерживает рациональность, намеренность, стратегическое планирование и действие, социальную значимость; он простирается за их пределами, чтобы включить нечто большее. Такой продвинутый уровень является больше метакогнитивным принципом и процессом, чем-то что в «Отношениях с собой» называется «покровительство» (<sponsorship> см. Гиллиген, 1997). Принцип покровительства является краеугольным камнем всех работ, связанных с «Отношением с собой». Слово «sponsorship» происходит от латинского «spons», что значит «торжественно заявлять». Таким образом, покровительство является клятвенным обещанием помочь человеку (включая самого себя) использовать любое и каждое событие и опыт для того, чтобы пробудиться к своей доброте, дарам и связи между ними. «Отношения с собой» предполагают, что опыт, который приходит в человеческую жизнь, ещё не совсем «человеческий»; у него нет никакого человеческого значения до тех пор, пока человек не сможет оказать ему поддержку, покровительство. Это творческий процесс искусства, терапии, воспитания и саморазвития: как принять и впитать реку жизни творческими путями. Такой процесс, связанный с отношением, буквально преображает опыт, который, на первый взгляд, не имеет никакого человеческого значения, в нечто, значение чего является очевидным.
Существует множество способов практиковать покровительство. «Инь» (чувствительный) аспект покровительства включает принятие, позволяя вашему сердцу быть открытым и наблюдать, предоставляя место или храм, успокаивая, внимательно слушая, будучи любопытным, и нежно удерживая присутствие с добрыми глазами и пониманием. «Янь» (активный) аспект включает непреклонное обязательство, пронизывающую активность, обеспечивая руководство, чёткое наименование, установку границ и лимитов, бросая вызов самоограничениям и являясь покровительственным опытом для других ресурсов. Через умелое объединение этих и сопутствующих процессов покровительства опыт или поведение, которое, казалось бы, не имеет никакого значения для личности или общества, может преобразиться с «оно», которое должно быть уничтоженным, в «тебя», которого можно выслушать, принять, и дать возможность развиться внутри себя и общества.
Полевой разум и принцип полевого резонирования
Вдобавок к разуму тела и интеллекта, существует ещё и третий тип разума: реляционные поля, в которых включены все осознанности и идентичности. К примеру, о физическом окружении можно думать, как о жизни в поле разума Земли, на многих уровнях. Семья и культура являются полями, внутри которых действует каждый человек. Искусство, наука и религия являются полями, которые организовывают и насыщают информацией много видов деятельности. О коллективной истории осознания, которую Юнг называл «коллективным бессознательным» можно думать как о поле архетипических шаблонов. Можно различить множество других «полей»: ближайшее окружение человека, личностную историю, социальные круги, настроение, физическое состояние и т.д. Всё это является контекстами, которые формируют, укрепляют, направляют и создают тексты локальной и фокальной осознанности. Влияние полей на сознание человека просто огромное.
На базовом уровне эти поля, в основном, действуют как ограничения, полезные или бесполезные. Они направляют, ограничивают и ведут поток содержания сознательности. На базовом уровне человек может действовать, руководствуясь границами, установленными предыдущими создателями. Конечно, это не плохо: это позволяет человеку не создавать колесо заново каждый день, а копировать успешные подходы. Но на базовом уровне соматический и когнитивный разум человека настроены на полевой разум привычными способами, таким образом, принимаются только определенные типы информации из поля, и воспринимаются они только определенными способами.
Но когда необходимо выйти за пределы старого шаблона, идентичности или изменить их, или требуется значительное творческое усилие, в таком случае необходим порождающий уровень полевого разума. В таких случаях, человеку нужно ощущать и принимать из полевого разума многими разными способами. Чтобы этого достичь, сознание должно излучаться «сквозь и за пределы» окружающих полей, создавая в опыте «поле полей», находящееся за пределами любого конкретного содержания или формы. Как и с другими областями, этот порождающий уровень является тонким энергетическим метаполем, которое «превосходит и в то же время включает в себя» все информационные поля базового уровня.
Для примера, в боевом искусстве айкидо один из основных принципов гласит: «Никогда не концентрируйте ваше внимание (или разум) на нападающем». Это значит, что, если вы позволите вашим глазам стать мягкими и протянете ваше внимание за пределы нападающего, вы не будете заперты в пассивности. Этот эксперимент легко проверить, путём центрирования с целью установления расслабленного, бдительного внимания. Затем направьте внимание на некую точку в пространстве (человека или на объект), но пускай ваш взгляд будет мягким и ваше восприятие открывается за пределы, продолжая безгранично расширяться даже когда вы чувствуете связь с воспринимаемым объектом. Скорее всего, вы обнаружите другой способ ощущения этого объекта, способ, который позволит ему быть включённым в ваш опыт, не ограничивая ваше внимание. Это в самом деле позволит вам лучше ощущать тонкие нюансы движений человека, продолжая оставаться открытым и присоединенным к большему полю. Если вы продолжите этот эксперимент, вы почувствуете не замечаемое раньше пространство за пределами того, на что может сконцентрироваться ваше сознательное внимание; это пример открытия в порождающем поле. Вы можете натренировать себя делать это во время взаимодействия с человеком, или фокусируясь на предмете изучения (например, на стихе, который нужно написать, или на проблеме, которую нужно решить). Фокусируясь в таком стиле «открытого поля», вы будете приятно удивлены, обнаружив, что вас творчески «поглощают» поля информации за пределами вашего физического «Я».
Преодоление препятствий на пути героя
Обладая ресурсами Порождающего Я, человек готов встречать сложные испытания на пути героя. Согласно Кэмпбеллу, фундаментальные задачи путешествия героя включают:
1. Слышание зова, который относится к нашей личности, цели в жизни или миссии. Эти зовы могут приходить во многих формах и часто они означают переходные точки в нашей жизни. Становление родителем, смена работы, восстановление после тяжёлой болезни, творческий процесс, вступление на новый этап жизни и т.д., – всё это отображает разные типа зова. Такие зовы, как правило, появляются в результате меняющихся обстоятельств жизни и очень часто они довольно-таки трудные (иначе тогда это не было бы «путешествием героя»). Они, как правило, включают расширение или эволюцию наших личностей. К примеру, очень успешная бизнес-леди начала к 50 годам ощущать депрессивные состояния; эти «симптомы» оказались её «зовом», предназначенным расширить её жизнь за пределы карьерных достижений в более глубокое соединение с её семьей и природой.
Очевидно, что зовы приходят из разных полей, окружающих нас, и часто они имеют глубинную архетипическую природу. Развитие навыков поля осознания и открытия в порождающем поле является ключом к способности принимать зов и быть ведомым им. К примеру, вышеописанная бизнес-леди обнаружила в себе большое удовольствие и развила свой успех, начав больше прислушиваться к своим коллегам и сотрудникам.
2. Принятие зова подводит нас к пересечению порога или границы имеющихся у нас способностей или карт мира. Мы можем выбрать либо принять зов, либо попытаться его отвергнуть. Отвержение зова, тем не менее, часто приводит к усилению негатива, проблемы или симптома в наших жизнях, повергая нас в кризис, который мы не можем игнорировать. К примеру, женщина, которая выросла в очень сильной, ориентированной на власть семье, многие годы терпела физические болезни до тех пор, пока у неё не обнаружили рак груди, который стал для неё «зовом пробуждения» с целью полнее раскрыть женские традиции её рода.
Принятие зова подразумевает способность принимать его в вашем центре и настраиваться на ощущение связи между вами и бóльшим полем вокруг вас. В некотором смысле, зов является отделением вас от вашей эго-идентичности; это энергия, которую вы чувствуете как зуд или жжение в вашем животе или сердце, это краеугольный камень, направляющий вас в каждый момент жизни, и это источник обратной связи, который даёт вам понять, находитесь ли вы всё ещё «на пути», или же начали от него отклоняться.
3. Пересечение порога выводит нас на некую «новую территорию» жизни, находящуюся за пределами нынешней зоны комфорта. Это новое место бытия заставляет нас расти и развиваться, и требует от нас поиска помощи и поддержки. Согласно Кэмпбеллу, этот порог является некоей «точкой невозврата», означая, что, как только мы достигаем такого момента, мы не можем уже вернуться назад к прежнему положению вещей. Мы должны двигаться вперёд, к неизвестному. Часто такие пороги представляются нам в виде «двойных связок», подразумевая, что какой бы выбор мы не сделали, прежнего статуса кво уже не достичь. Например, долгосрочная стратегия человека «быть независимым» привела к глубокому одиночеству; тем не менее, страх (и ограниченное трактование понятия «бытия независимым») были одинаково неприемлемыми. Страх перед порогом этой двойной связи привёл к новому пути «независимости/соединения».
Вдобавок к центрированию и открытию в поле, пересечение порога требует покровительства; когда мы оказываемся у порога, проявляется как наша способность быть героем, так и наши страхи и сомнения.
4. Нахождение хранителей, наставников и покровителей является естественным шагом, который проявляется при необходимости смело пересечь порог. Как гласит поговорка, «когда ученик готов, появляется учитель». «Хранители» являются ключевыми отношениями, которые мы развиваем и которые помогают нам развивать наши навыки, поддерживать веру в себя и оставаться сфокусированными на наших целях. Несмотря на то, что путешествие героя является очень личным путешествием, мы не можем пройти этот путь в одиночку. Нам нужно быть открытыми и готовыми получать поддержу. К примеру, человек может ощущать других, которые успешно прошли подобные путешествия героя, и соединяться разными способами с такими моделями.
Нахождение хранителей также требует от нас навыка оставаться центрированными и быть открытыми полю. Из-за того, что территория за порогом является новой для нас, мы не всегда заблаговременно можем знать, какой тип покровительства нам потребуется или кто будут наши хранители. Иногда хранители будут появляться из неожиданных мест. Поэтому мы должны оставаться открытыми и быть способными принимать наставничество и поддержку на каждом шаге нашего путешествия.
5. Встреча с испытанием (или «демоном») также является естественным результатом пересечения порога. Как правило, демон – это нечто, появляющееся с целью противостоять, искусить или подавить нас как героев. Это может быть другой человек или группа; зависимость или эмоциональное мучение; травматическое событие или суровое испытание. Демоны, тем не менее, не обязательно злые или плохие; они попросту являются видом энергии, которую мы должны признать, принять и перенаправить. Часто, демоны попросту являются отражением одного из наших собственных внутренних страхов или теней. Это место, где мы противостоим «негативному покровительству», – сообщениям, исходящим либо изнутри нас, либо от других важных людей, означающих «тебе не следует быть здесь», «ты не заслуживаешь того, чтобы жить», «ты неспособен», «ты никогда не будешь достаточно хорош», «тебе здесь не рады» и т.д. Несомненно, встреча с демоном требует всех ресурсов нашего Порождающего Я: центрирования, покровительства, и соединения с порождающим полем. Нахождение контакта с этим «негативным Я» (Гиллиген, 1997), который превращает его в решение или ресурс, является большим вызовом.
6. Развитие новых ресурсов является обязательным, чтобы справляться с неясностью и преображать «демонов». Путешествие героя – это определенно путь обучения и самопознания. Ресурсами, которые помогают нам пересечь порог к новым территориям и преобразить демонов, являются убеждения, способности, поведенческие навыки и инструменты, которые мы применяем в действии для того, чтобы справляться со сложностью, неопределенностью и сопротивлением. Это та область, где мы должны расти, чтобы развивать гибкость и повышенную компетентность, которые необходимы для успешного перемещения по новой территории (внешней и внутренней), и преодолевать препятствия, появляющиеся на пути.
Ресурсы, необходимые для успешного прохождения путешествия героя, включают повышенное самосознание, способность вызывать, интегрировать и балансировать ключевые «архетипические энергии», такие, как неустрашимость, доброта и игривость (юмор), и, в конечном счёте, стремление к развитию нашей осознанности. Это развитие включает раскрытие себя таким способом, который включает и всё же превосходит все предыдущие измерения нашего бытия.
7. Выполнение задачи, ради которой мы были призваны. Нахождение способа реализации зова достигается только путём создания новой карты мира, которая включает рост и открытия, полученные во время пути.
8. Нахождение пути домой преобразованным человеком и дарование другим знания и опыта, обретенных на пути героя. До тех пор, пока мы не явим нашу новую личность миру, путешествие ещё не завершено. Оно должно быть видимым и признанным определенным образом, это также должен быть некий дар, который мы привносим в сообщество.
Определение вашего пути героя
В то время, как описание пути героя Кэмпбеллом начинается со слышания и принятия «зова», в реальной жизни мы зачастую становимся на путь героя, когда перед нами предстаёт испытание или проблема. Многие герои, появившиеся в результате террористических атак 11 сентября, к примеру, оказались на своём пути, столкнувшись непосредственно с «демоном». Им пришлось приблизиться к порогу и распознать свой внутренний зов внутри того кризиса, который они переживали.
Это также частый случай и в нашей жизни. Кризис является предвестником зова. Безусловно, преодоление любого типа кризиса уже само по себе является путешествием героя. Чтобы помочь исследовать и подготовить себя к некоторым испытаниям на вашем пути героя, запишите ответы на следующие вопросы:
1. Перед каким «демоном» (испытанием) вы находитесь в данный момент? В какой ситуации вы чувствуете себя больше «жертвой», чем «героем»? Простым способом нахождения ответа на этот вопрос является использование утверждения: «Если бы только Х не было бы, моя жизнь была бы прекрасной». «Х» является «драконом», которого герою нужно преобразить. [Это, как правило, ситуация, в которой вы противостоите какому-то виду самоотвержения или посланиям «негативного покровительства» либо от себя в ответ на внешний вызов, либо от другого важного для вас человека.]
2. Каков ваш «порог»? Что это за неизвестная территория за пределами вашей зоны комфорта, в которую либо вас толкает ваш кризис, либо вы должны войти для того, чтобы преодолеть кризис? К примеру, упорно работающий бизнесмен выработал у себя проблему с алкоголем, которая негативно влияла на его работу. Внутренняя работа выявила убеждение, что он всегда должен работать, и что если он прекратит все время работать, то он в буквальном смысле слова «исчезнет». (Такие иррациональные убеждения кажутся глупыми для сознательного рационального разума, тем не менее, они могут быть очень даже вескими на подсознательном уровне). Его порогом было обучение тому, как быть в этом мире без обязательной постоянной работы.
3. Предстань перед демоном или порогом, который нужно пересечь: в чём заключается «зов к действию», что именно вы призваны «сделать» или кем стать? (Часто полезно отвечать на такой вопрос в форме символа или метафоры, например, «Я призван, чтобы стать орлом/воином/магом, и т.д.»).
4. Какие ресурсы у вас есть и какие вам понадобится развить более полно, чтобы встретиться с испытанием, пересечь ваш порог и выполнить ваше предназначение?
5. Кем являются (или будут) ваши «хранители» для этих ресурсов? Когда вы идентифицируете ваших хранителей, представьте, где они будут располагаться физических вокруг вас для того, чтобы поддерживать вас наилучшим способом. Раз за разом поставьте себя на место каждого из хранителей и посмотрите на себя их глазами (вторая позиция). Какое сообщение или совет каждый из хранителей несёт вам? Вернитесь к самому себе (первая позиция) и примите эти сообщения.
Резюме
То, что мы представили выше, является кратким изложением глубокой и увлекательной модели достижения глубинной радости, здоровья, исцеления и готовности прийти на помощь в мире. В свой книге «Из воды и духа» Малидома Соме рассказывает о своей жизни в период подрастания в западно-африканской деревне. В этой культуре предполагается, что каждый новый ребёнок приходит из мира духов в мир материальный для того, чтобы принести обществу некий дар. Он описывает ритуал, в котором каждого новорождённого приносят старейшинам, который затем в течении нескольких дней устанавливают контакт с новоприбывшим духом. Основной вопрос, который старейшины задают новорождённому, это: «С какой целью ты прибыл сюда?» Они предполагают, что каждый человек прибывает в этот мир с особой миссией, и что его жизнь должна быть организована вокруг почитания и воплощения этой миссии. Основываясь на полученном ответе, старейшины ищут поддержку для развития ребёнка, чтобы его миссия в конечном счёте могла быть выполнена.
Подобным образом мифологическое путешествие героя ищет почтение в глубинном смысле и предназначении жизни каждого человека. Оно предполагает, что каждая трудность, кризис, или неудача, с которыми сталкивается человек, являются и возможностью, и обратною связью, указывающими на природу глубинного зова человека. Оно также указывает на потребность в нахождении ресурсов как во внутреннем, так и в коллективном полях, которые помогут человеку осуществить своё глубинное путешествие. Именно глубокое признание достоинства и ценности жизни каждого человека привели нас к этому мифу. Мы обнаружили невероятно полезным, обучая и поддерживая личности и группы обнаруживать и проживать наполненные и полезные жизни. Несколько заметок и идей, которые мы представили в этой статье, взяты из семинаров, которые мы проводили, и отображают основу книги, над которой мы работаем. Мы надеемся, что для вас они станут такими же полезными, как и для нас в рамках создания мира, который бы был полезным и открытым для всех.
Оригинал статьи: https://www.stephengilligan.com/stephens-articales/2017/3/8/navigating-the-heros-journey-principles-and-processes-for-a-meaningful-life
Перевод Александр Оноприенко: https://www.facebook.com/alexandr.onoprienko